Права отца в отношении ребенка

Кто из родителей имеет больше прав в отношении их совместных детей?

Согласно Семейному кодексу РФ, родители имеют равные права в отношении ребенка. Он может остаться с отцом либо по решению суда, если решение по иску об определении места жительства ребенка будет вынесено в пользу отца, либо по решению суда о лишении или ограничении родительских прав матери.

Лишение родительских прав происходит при уклонении от выполнения родительских обязанностей, злоупотреблении своими правами, жестоком обращении с детьми и в иных случаях, предусмотренных статьей 69 Семейного кодекса РФ.

Какие обстоятельства должен учитывать суд при определении места жительства ребенка после развода родителей?

При определении места жительства ребенка с одним из родителей должны соблюдаться его интересы. Учитываются наличие жилого помещения, степень его благоустройства, возможность создания условий для надлежащего воспитания и содержания, поведение и отношение родителя к ребенку, уровень его обеспеченности, степень занятости. Суд учитывает привязанность ребенка к каждому из родителей, братьям и сестрам; его возраст; нравственные и иные личные качества родителей, отношения, существующие между каждым из родителей и ребенком; возможность создания условий для воспитания и развития. Суд должен учесть все обстоятельства и вынести решение, которое в первую очередь будет учитывать интересы ребенка.

Считается, что малолетнего ребенка в любом случае оставят с матерью. Так ли это?

Возраст ребенка не является достаточным для определения его места жительства с матерью. При рассмотрении судом дел об определении места жительства несовершеннолетних детей каждый из родителей должен доказывать, что именно он способен предоставить малышу комфортное жилье, что он в большей мере сумеет обеспечить уход за ним, дать ему достойное образование и воспитание. В таких спорах необходимо учитывать не желание родителей, а интересы ребенка. Поэтому суд должен проанализировать следующие обстоятельства:

- сколько времени родитель готов и может проводить с ребенком;

- насколько хорошее воспитание и образование родитель может ему обеспечить;

- как родитель заботится о здоровье ребенка, о его духовном развитии и психологическом состоянии;

- каков общий круг интересов родителя и ребенка;

- хорошие или плохие привычки формируются у малыша под влиянием родителя;

- насколько ребенок привязан к родителю и к членам семьи, которые проживают с родителем;

- как он относится к родителю (радуется ли приходу родителя, скучает без него; боится, игнорирует его);

- как родитель может обеспечить ребенка (одежда, игрушки, школьные принадлежности и пр.);

- каково образование родителя, его личностные характеристики (с места жительства, с места работы), место, график работы;

- мнение ребенка, достигшего возраста 10 лет.